Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Хабаровск, ул.Сидоренко 1а v-np@ya.ru + 7 924 212 00 01

РУССКОЕ РЕМЕСЛО

центр духовного и физического развития

Миг, который делает человека героем.

«Я что? Я просто по взлетке ездить не давал. Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно»

В село Ижма с населением 3 838 человек когда-то летали самолеты местной авиации. Но в 2002 году аэропорт Ижмы для самолетов закрыли, разжаловав его до статуса вертолетной площадки. Правда, положили дорогу до железнодорожной станции Ираэль – а она всего-то в 30 километрах. По меркам Коми – это как в Москве три минуты пешком до метро.

Аэропорт в Ижме стал никому не нужен. Даже вертолеты туда летали два раза в год – месяц весной и месяц осенью, когда самая распутица.

Директор запрещал складывать на нее дрова и парковать трактор. Он срубал таежные деревца, пробивающиеся через трещины в бетоне. Следил, чтобы «ничейные» бетонные плиты местные жители не растащили тягачами на всякие полезные хозяйственные нужды. И на лошадях не давал ездить по полосе. Навоз от них.
Потом его спрашивали – зачем все это делалось? Почему Сергей Сотников берег полосу, а не плюнул на все, не спился (дело в таких поселках распространенное), не сбежал в лучшее место? Понятного ответа не было. Сергей Сотников говорил про долг, про то, что должен быть порядок, и он его поддерживал. Для себя, в первую очередь. Правильные и верные слова. Только ничего не объясняющие.

Директор Сотников с 2002 года ждал, что на эту заброшенную полосу в полузабытом селе рано или поздно еще прилетит хоть один самолет.

И самолет действительно прилетел.

7 сентября 2010 года большой Ту-154 выполнял рейс практически через всю России – из Якутии в Москву. Он уже пролетел большую часть пути над российской тайгой, когда в организме самолета произошло короткое замыкание. Погасли приборы. Прекратила работать связь. Пропала навигация – так что ни малейшего представления о своем местонахождении экипаж не имел. Вырубился топливный насос, и керосину осталось на 30 минут полета. Высота 10 600 метров. Внизу – лес.

Командир экипажа Евгений Новоселов принял решение садиться на реку. Это – тоже верная смерть. В Коми были уже случаи посадки на воду, причем с легкими самолетами и с малой высоты. Практически все они заканчивались трагически. Но ведь что-то делать надо?

Почти неуправляемый Ту-154 искал реку и неожиданно увидел взлетно-посадочную полосу. Которую Сергей Сотников готовил для этого самолета восемь лет. Конечно, это была очень короткая полоса – 1360 метров. «Тушке» надо почти в два раза больше. И реверс не работает. Но она дала шанс на жизнь. Сажали самолет Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Ламанов, используя вместо отключившегося авиагоризонта стакан с водой, а всех пассажиров переместили в переднюю часть.

Разумеется, длины не хватило.
Самолет выкатился в кустарник, изрядно ободрался – но не развалился, не взорвался, не сгорел. Все находящиеся на борту люди остались живы – а был там 81 человек. Точнее, 81 человек, одна собака и одна кошка – черную кошку в клетке вез кто-то из пассажиров. Вот кто виноват, что в самолете на высоте 10 тысяч все отрубилось! – писали через день журналисты в Ухте, публикуя в местной газете кошкину фотографию.

Некоторые из выбравшихся по аварийному трапу пассажиров – наш народ непобедим! – заметили в лесу россыпь грибов и отправились их собирать. Белые и подберезовики вместо верной смерти.

Сразу в Ижме появились и МЧС, и авиаторы, и полиция, и чиновники. Пассажиров Ту-154 посадили в вертолеты, увезли в Ухту, там разместили, накормили, сводили в пару музеев и отправили регулярным рейсом в Москву. А саму «Тушку» хотели сначала бросить в Ижме. Но потом, похоже, самолет пожалели, как жалеют живое существо. Не подвел ведь в последний момент! Через полгода самолет починили и оторвали от земли. Сделав прощальный круг над Ижмой, самолет улетел через Ухту в Самару на капремонт. Вроде бы он сейчас опять в строю, возит пассажиров.

Всех героев этой истории государство наградило. Пилоты заслуженно получили звание Героя России. Остальных членов экипажа наградили Орденом Мужества. Сергей Сотников получил медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

И почему действия людей, на которых и стоит Россия, так часто кажутся странными и необъяснимыми?